В медицине и педагогике нет четкой дифференциальной диагностики проблемы ЗПР, ЗРР и ЗПРР. Родителям предлагают усредненные рекомендации, которые должны быть пригодными для коррекции диагнозов ЗПР, ЗРР и ЗПРР у всех детей. Но на практике получается далеко не так, и лечение помогает не всегда. В чем причина ЗПР, ЗРР и ЗПРР у ребенка и как возможно снять диагноз, читайте в этой статье.
Общие сведения
Задержка психического развития — это патологическое замедление нормальных темпов психического развития у детей. При данной патологии отдельные функции психики не соответствуют нормам, принятым для каждого детского возраста.
Например, ребёнок с ЗПР в 3 года не умеет разговаривать, отличается примитивным поведением, тогда как нормально развивающийся ребёнок такого же возраста уже задаёт вопросы об окружающем мире и знает простые слова и фразы.
Диагноз “ЗПР” применим только до начала среднего школьного возраста. Если после 10-11 лет сохраняются признаки ЗПР, это говорит об инфантилизме — незрелости развития личности, при которой человек не умеет быть самостоятельным.
ЗПР является обратимой патологией. Чем раньше обнаружено заболевание, тем выше шансы на его полное устранение без последствий для дальнейшего развития и качества жизни ребёнка.
С какого возраста приступать к лечению
Единогласно все специалисты скажут, что чем раньше, тем лучше. Невролог, скорее всего, может назначить лекарства уже с годовалого возраста, особенно в тех случаях, когда имеются патологии, способные привести к задержке речевого и психического развития.
Дефектолог порекомендует начинать занятия с 2-летнего возраста. Специально разработанные методики помогают развивать у малыша внимание, память, мелкую моторику, мышление.
Логопед начинает работу с ребенком, как правило, с 4-5 лет. Он учит правильно составлять предложения, проговаривать звуки.
Что приводит к ЗПР?
Причинами ЗПР могут быть:
- нездоровое течение беременности (заболевания матери в период вынашивания плода, употребление алкоголя, наркотиков, курение, внутриутробные инфекции и гипоксия плода);
- родовая травма;
- приобретённые инфекции и травмы у ребёнка;
- хронические болезни у ребёнка;
- частые и длительные психотравмирующие ситуации;
- социальные факторы (ограниченный эмоциональный контакт с матерью, лишения и запреты с раннего возраста).
В более редких случаях ЗПР развивается после прививки АКДС. Также причиной патологии может стать приём каких-либо лекарственных препаратов.
Особенности коррекции, лечения ЗПР в детском возрасте
Чтобы ребенок, страдающий ЗПР, сумел догнать по развитию собственных ровесников, ему необходимо вовремя установить четкий диагноз, и начать лечебный процесс. Для того чтобы ребёнок с отклонениями в психологическом формировании имел возможность посещать нормальную, а не коррекционную школу, родители должны заручиться помощью специалиста по психологии, врача психиатра, логопеда, сформировав с ними единую команду. Для эффективной корректировки ЗПР зачастую используется систематический подход, с применением гомеопатических и лекарственных средств.
Основная работа при излечении ЗПР ложиться на плечи родителей особого ребёнка. Основной акцент производится на исправление патологий в психолого-педагогическом уровне. Процесс содействует улучшению чувственно-коммуникативных и когнитивных функций.
После выявления у ребенка признаков ЗПР, терапия назначается доктором по единым методикам. С малышом занимаются логопед, специалист по психологии, невролог и дефектолог.
Просто хорошие итоги дают развивающие игры для ребенка!
Иногда психокоррекция не предоставляет позитивных итогов, по этой причине врачи советуют для свершения устойчивого итога подкрепить психокоррекцию лекарственной терапией, базу которой составляют ноотропные вещества.
Коррекция ЗПР медикаментами учитывает использование последующих фармацевтических веществ:
- гомеопатические медицинские препараты (в том числе – Церебрум Композитум);
- антиоксидантные составы (Цитофлавин, Мексидол);
- Глицин;
- Аминалон, Ноотропил;
- Витамины и витаминные комплексы (Магне В6, Мультивит, компоненты категории В);
- лекарственные составы общетонизирующего воздействия (Лецитин, Когитум).
Как классифицируется болезнь?
Существует 4 типа ЗПР:
- ЗПР конституционной этиологии — характеризуется неразвитой сферой проявления эмоций и волевых качеств. Для ребёнка с данным диагнозом характерна детская непосредственность, выраженное игровое поведение, бурные эмоции; ему трудно принимать решения. Также ребёнок с конституционной ЗПР очень зависим от мамы, в её отсутствие чувствует себя беспомощным.
- ЗПР соматогенной этиологии — причинами являются различные заболевания организма (инфекции, хронические патологии, неврозы, врождённые и приобретённые заболевания нервной системы). Дети с соматогенной ЗПР боязливы, застенчивы, из-за чего имеют трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Также часто причиной формирования данного типа ЗПР является гиперопека ребёнка — в результате этого у ребёнка не развивается самостоятельность, что тормозит развитие психики.
- ЗПР психогенной этиологии. Чаще всего развивается из-за неблагополучных ситуаций в семье, агрессии по отношении к ребёнку (или если ребёнок является свидетелем проявлений агрессии). Также причиной задержки развития психики могут быть длительные психотравмирующие ситуации вне семьи. Их воздействие способствует формированию у ребёнка боязливости и отсутствию инициативности.
- ЗПР церебрально-органической(психофизической) этиологии. Развивается в результате органических поражений головного мозга, вызванных патологиями беременности, асфиксией при рождении или нейроинфекциями. Дети с психофизической ЗПР отличаются очень слабым проявлением эмоций, скудным воображением, плохой речью. Дети школьного возраста испытывают проблемы с письмом, чтением, не способны составить план действий во время работы.
Почему не все дети развиваются соответственно нормам
Задержке психологического развития у ребенка могут способствовать следующие обстоятельства:
- Генетическая склонность. В случае если посмотреть, к примеру, на детей с синдромом Дауна, то они постоянно развиваются медленнее собственных ровесников. Выражение данной патологии может быть различным (как простая степень отставания в формировании, так и наиболее серьёзное состояние – интеллектуальная неразвитость). Имеются и прочие виды хромосомных патологий, сильно влияющих на формирование интеллекта в детском возрасте и получение ребёнком новых умений и умений.
- Расстройства личности, сопряженные с аутизмом. Дети-аутисты ощущают большие сложности в общении со своими ровесниками. Происходит это из-за нарушения восприятия мира. Зависимо от того, какую конфигурацию обретает необщительность (лёгкую либо тяжёлую) взаимодействие ребенка с обществом или очень ограничивается, или вообще становится неосуществимым. Природа младенческого аутизма до сих пор порождает дискуссии у многочисленных экспертов. Никто из научных деятелей не может конкретно дать ответ, относится ли необщительность к генетическим патологиям, либо же он считается психологической болезнью.
- Родовая травма. В случае если ребенок в период своего внутриутробного формирования ощущает состояние гипоксии (постоянная либо резкая нехватка воздуха), в таком случае это отрицательно отображается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет появляются трудности с обычным психологическим формированием у ребенка дошкольного, младшего школьного возраста.
- Воздействие на организм беременной девушки негативных факторов становится фактором возникновения ЗПР у ребёнка. В случае если в промежуток внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие лекарства, работать в условиях вредоносного производства, применяет алкоголь, наркотические вещества, курит табак, либо переносит инфекционную болезнь – это не наилучшим способом отображается на психологическом формировании ее будущего ребенка.
- Психические травмы. В случае если в раннем детстве ребёнок переносит весьма значительное эмоциональное потрясение, его умственное развитие может очень замедлиться либо даже «откатиться» далеко назад.
Рекомендуем: Вши на голове у ребенка, что делать?
Характеристика заболевания
Дети с диагнозом “задержка психического развития” не контролируют свои поступки и в большинстве случаев не подчиняются установленным правилам, так как не воспринимают их.
Основной вид деятельности таких детей — игровой, то есть им нравится только играть. В отличие от детей с нормальной скоростью формирования психических процессов, дети с ЗПР не интересуются окружающим миром и быстро теряют интерес к чему-либо.
Речевое развитие и познавательная деятельность заметно снижены из-за слабо развитых логики и абстрактного мышления. Ребёнку трудно выделить признаки того или иного предмета, он часто путает цвета, размеры.
Когда нужно бить тревогу
Значения вышеприведенной таблицы не являются абсолютными, строгих рамок в данном вопросе нет. Каждый человек, и малыш тоже, — это личность, целая отдельная «вселенная», обладающая свойственными только ей индивидуальными особенностями. Поэтому все приведенные выше данные могут корректироваться в диапазоне плюс-минус, но к 7 годам развитие должно быть в норме. Однако, значительное отставание от норм чаще означает не индивидуальность ребенка, а наличие у него ЗПРР.
Симптомы, подтверждающие патологию:
- в 3-4 месяца малыш никак не реагирует на обращение к нему родителей, остается равнодушным к предлагаемым ему игрушкам, не отвечает улыбкой на проявление к нему любви, нежности и заботы;
- к 9-ти месяцам нет лепетания, малыш не произносит отдельных слогов (некоторые дети, когда им что-то нужно, могут объяснять свое желание жестами, кряхтеть при этом или повторять какой-либо один, наиболее приемлемый для них звук);
- к 1-му году ребенок тих, молчалив, постоянно серьезен, мало улыбается, тяжело идет на контакт;
- к 2-м годам словарный запас страдающего ЗПРР включает 10 слов или около того, ребенок не повторяет за взрослыми новые слова, плохо понимает, что от него хотят окружающие, не может и не пытается составлять предложения даже из двух слов, типа «мама дай»;
- к 2,5 годам малыш путается в названиях предметов, не может быстро и правильно ответить на вопросы про части тела («где носик?», «где ушки?»), часто не хочет выполнять то, что от него требуют, как бы вообще не обращает внимания на самые простые просьбы;
- ЗПРР в 3 года или чуть позже проявляется неумением ребенка самостоятельно составить предложения, непониманием смысла читаемых ему сказок, некоторые малыши начинают разговаривать либо очень быстро, «проглатывая» концовки слов, либо слишком медленно, либо отмалчиваются, отвечают на поставленные вопросы жестами, мимикой или вообще не реагируют, или избирательно повторяют за взрослым слова, не умеют пользоваться горшком.
Кроме недостатков в речевом развитии, ЗПРР может проявляться в следующем:
- приоткрытый почти постоянно рот;
- чрезмерное выделение слюны;
- агрессивность;
- невнимательность;
- повышенная утомляемость;
- слабая память;
- отставание в физическом развитии;
- отсутствие воображения;
- замкнутость.
Признаки болезни
Задержка психического развития — это патология, которая в будущем может привести к инфантилизму, поэтому важно как можно скорее выявить признаки отклонения.
Определить наличие ЗПР можно по следующим симптомам:
Симптом | Описание |
Слабая эмоционально-волевая сфера | Ребёнок игнорирует правила, не осознавая, для чего они нужны. Данный симптом иногда проявляется в виде истерик и агрессии, так как ребёнок не понимает, зачем нужно спрашивать разрешение (чтобы, к примеру, взять чужую вещь). |
Игровая деятельность, не соответствующая возрасту | В играх у детей нет определённого сюжета, их действия носят примитивный характер. Например, в 5-6 лет дети с ЗПР могут механически катать вперёд-назад игрушечную машину, а дети без нарушений развития в этом же возрасте уже интересуются конструкторами, ролевыми играми (“дочки-матери”), строят игрушечные дома. |
Двигательная активность | В случае ЗПР есть 2 разных ситуации, связанных с двигательной активностью ребёнка:
|
Отсутствие бытовых навыков | Дети с ЗПР в отдельных случаях не умеют самостоятельно одеваться, принимать пищу. Некоторые не просятся сами в туалет. |
Трудности в освоении учебных навыков | Ребёнку трудно осваивать чтение, письмо, рисование из-за неусидчивости и невнимательности. Он не желает выполнять задания учителя. Заметить данный признак можно во время подготовки к школе. |
ЗПРР с аутичными чертами
Нарушения в работе нервной системы, патологии в развитии головного мозга, воздействие инфекционных агентов могут привести не только к развитию отставания в речи и в психике, но и к формированию признаков аутизма. Распознать его можно уже в младенческом возрасте по некоторым симптомам:
- Ребенок часто и много плачет, бурно реагирует на мокрые пеленки, громкий звук.
- Малыш не реагирует на сильные раздражители, например, на уколы.
- Нет активного двигательного оживления.
- Абсолютное безразличие на обращение родных, их заботу.
- Нет лепетания.
Чем старше становится малыш, тем ярче проявляются черты аутизма.
ЗПРР с аутичными чертами симптомы в более позднем возрасте имеет следующие:
- Ребенок не контактирует эмоционально с окружающими, он не улыбается даже родителям.
- Такие малыши стараются не смотреть в глаза.
- Малый словарный запас.
- Часто проявляет агрессию, особенно если чем-то недоволен. Может направлять ее на себя, то есть, кусать самого себя, бить.
- Совершает стереотипные движения: ходит по кругу, раскачивается, постоянно вертит один и тот же предмет в руках, не любит перемен и негативно на них реагирует.
- Нет навыков самостоятельной игры в игрушки, может сильно привязываться к одной из них.
- Не умеет играть с другими детьми.
- Избегает любого общения.
- Такие дети с трудом засыпают и плохо спят.
- Практически не обращаются к родителям или другим детям с просьбами.
- Неправильно употребляют местоимения, например, на вопрос «как тебя зовут?» ребенок отвечает «тебя зовут Маша».
ЗПРР с аутичными чертами у ребенка проявляется также непониманием речи, обращенной к нему. Если имеют место перечисленные признаки, то не стоит затягивать с обращением к специалистам. Лечить ЗПРР и аутизм следует одновременно у нескольких специалистов.
Как происходит общение?
Дети дошкольного возраста с задержкой развития психики чаще всего одиноки, так как им трудно выстраивать отношения со сверстниками из-за трудностей с усвоением правил, а также из-за страха, замедленной реакции и проблем с речью.
Дети без отклонений в развитии очень редко принимают в свою компанию ребёнка с ЗПР; а если ребёнок с ЗПР находится в группе детей, которые развиваются по возрасту, то он с ними почти не взаимодействует. Если 2 ребёнка (здоровый и с отклонениями) играют вместе, то у них почти отсутствует словесное общение.
Школьникам с ЗПР также трудно выстраивать общение со сверстниками — они предпочитают работать в одиночку. В некоторых случаях у ребёнка возникает страх перед коллективом, и он старается избегать его. Для ребёнка школьного возраста также характерна тяга к маленьким детям, так как они лучше принимают его.
Для детей всех возрастов, имеющих задержку психического развития, характерно неумение поддерживать диалог. Они не могут чётко ответить на даже самый простой вопрос, слушать и боятся высказаться в присутствии других людей (особенно незнакомых).
Сопутствующие симптомы
У детей с отклонениями в психическом и речевом развитии, кроме перечисленных признаков, могут наблюдаться еще следующие симптомы:
- Повышенное слюноотделение.
- Приоткрытый рот.
- Гиперактивность.
- Сниженное внимание.
- Может наблюдаться агрессивная реакция.
- Малыш быстро утомляется во время занятий.
- Память плохая.
- Воображение совсем не развито, ребенку сложно что-то придумать самому.
- Низкая эмоциональная вовлеченность.
- Трудно общаться со сверстниками.
- Физическое развитие также может отставать, часто у таких малышей имеется диагноз ДЦП.
Запоздалое психоречевое развитие проявляется и различными органическими изменениями. Если такому малышу сделать электроэнцефалограмму, то можно обнаружить нарушения в левом полушарии, которое отвечает за формирование речи. Чем дольше не обращать внимания на ЗПРР, отзывы родителей это подтверждают, тем больше усугубляются проблемы в психическом и умственном развитии.
Эмоциональное состояние
В большинстве случаев у детей с ЗПР имеется отставание в эмоциональном развитии, которое выражается в слабости волевых усилий — когда ребёнок не способен сделать над собой усилие, чтобы сделать то, что “надо”.
Также дети с нарушениями развития психики могут иметь излишнюю тревожность, у них легко меняется настроение. Любой повод, даже самый незначительный, может вызвать сильное эмоциональное возбуждение, смех (в некоторых ситуациях неуместный). В разговорах они часто бывают излишне эмоциональны, громко говорят и, в целом, выглядят возбуждёнными.
У школьников младших классов (особенно тех, кто до специальной школы учился в обычной) отмечается низкая самооценка из-за того, что они сравнивают свои успехи с чужими.
Для детей с задержками развития психики характерна неспособность точно охарактеризовать своё эмоциональное состояние в какой-либо ситуации.
Особенности детей с задержкой психического развития
Нарушения в интеллектуальной сфере детей, у которых наблюдается задержка в развитии, носят относительно лёгкий характер, но затронутыми оказываются все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребёнка с задержкой психического развития фрагментарно, замедленно и неточно. Отдельные анализаторы работают на том же уровне, что и у нормально развивающихся детей, но ребёнок с ЗПР будет иметь трудности при формировании целостного образа. Зрительное восприятие развито лучше, чем слуховое. Эту особенность важно учитывать при обучении таких детей: им обязательно нужны наглядные пособия для лучшего усвоения материала. У детей с задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (узнавание объектов в непривычном ракурсе вызывает у них определённые затруднения), в том числе страдает и целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при выделении отдельных элементов объекта, который воспринимают как единое целое, затрудняются достроить целостный объект по его части, затрудняются угадать, что находится перед ними, если демонстрируется только часть объекта.
Что касается внимания, оно у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Ребёнок отвлекается на любые посторонние стимулы, ему сложно сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому ситуации, связанные с концентрацией, вызывают большие затруднения. Кроме того, у них нарушена избирательность и распределение внимания. Они не могут оценить, какой стимул является значимым, для того чтобы сконцентрироваться на нём, а какой — нет. Отвлечь от выполнения основного задания их может даже незначительный стимул.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется фрагментарностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной. Зрительные стимулы они запоминают лучше и быстрее, чем слуховые. Более сохранна у них непроизвольная память. Кроме того, у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение самостоятельно организовать свою работу по заучиванию необходимого учебного материала, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и неумение использовать приёмы запоминания.
Что касается мышления, у детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное, а более нарушенным оказывается образное мышление в силу того, что для них характерна неточность восприятия. Что касается абстрактно-логического мышления, его развитие и функционирование невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением, поэтому они не могут справиться с заданием, связанным с упорядочиванием событий, построить умозаключение, они не могут произвести обобщение и на его основании сформулировать выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития также имеет свою специфику. У них наблюдается искажение артикуляции многих звуков, нарушение слуховой дифференциации. Их словарный запас ограничен. У таких детей наблюдается нарушение контроля за грамматическим оформлением речи, им гораздо труднее выстраивать связные, грамотные высказывания. Поэтому их речь может казаться достаточно неграмотной и слишком простой.
Что касается письменной речи, у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются такие явления, как дисграфия и дислексия. Под дислексией в психоневрологии понимают нарушения процессов чтения, а под дисграфией – нарушения процессов письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: они пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов. Скорость чтения при дислексии невысокая, дети меняют буквы местами, а иногда пропускают начальные слоги слов. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: всё, что написано ими, содержит достаточно большое количество грамматических ошибок. При письме они не используют заглавные буквы, знаки препинания, путают между собой похожие по написанию буквы, слитное и раздельное написание предлогов и приставок. Почерк у них, как правило, некрасивый, неаккуратный и непонятный. В средних и старших классах школьники стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но и это не спасает их от допуска достаточно грубых ошибок. И пишут, и читают такие дети намного медленнее, чем их сверстники.
Формирование личностной сферы у детей с задержкой психического развития тоже имеет ряд особенностей. Она характеризуется чрезмерной эмоциональной подвижностью, частыми сменами настроения, внушаемостью. Им присуща безынициативность и безволие, они редко становятся душой компании, ведущими в какой-либо деятельности, а идут на поводу у своих сверстников. Кроме того, у них могут отмечаться аффективные реакции, повышенная агрессивность, повышенная тревожность. Это может приводить к серьёзным конфликтам с окружающими людьми.
Но чаще дети с ЗПР замкнутые и необщительные. Не умея социально адаптироваться, они предпочитают играть в одиночку, избегают контактов со сверстниками. Их игровая деятельность отличается стереотипностью и однообразием, сюжет игры одноплановый, очень простой. Они играю, как будто по шаблону, их фантазия достаточно скупая.
Особенности моторики детей с задержкой психического развития включают неловкость, неуклюжесть, недостаточную координацию. Они часто подвержены таким явлениям, как гиперкинезы (патологическим внезапно возникающим непроизвольным движениям в одной или целой группе мышц по ошибочной команде головного мозга) и тики (это быстрое непроизвольное стереотипное сокращение мышц).
Диагностика
Диагностикой и лечением задержки психического развития занимается целая группа врачей: невролог, дефектолог, логопед, психотерапевт. При подозрении на ЗПР сначала необходимо обратиться к неврологу, который после обследования даст направления к другим специалистам.
Во время диагностики врач собирает анамнез, включающий данные о составе семьи, болезнях ребёнка, психологической обстановке, окружающей его. Обязательно учитываются все симптомы, замеченные родителями.
Отличие задержки психического развития от умственной отсталости
Также невролог проводит с ребёнком беседу, во время которой следит за следующими факторами:
- проявление эмоций;
- речь;
- мимика;
- внимание;
- способность выстраивать примитивные логические цепочки и причинно-следственные связи.
Для более точных результатов диагностики ребёнку предлагаются специальные тесты:
Название методики | Цель | Описание | Результат |
Методика Лиепинь | Оценка распределения и сохранения внимательности. | Ребёнку выдаётся лист, на котором изображены предметы 3 видов: ели, мячи и грибы. Предметы расположены по 8 в каждом ряду. Для оценки сохранения внимательности ребёнок должен зачеркнуть ряд с мячами.
Для выявления нарушений распределения внимания ребёнок должен зачеркнуть ряд с елями карандашом красного цвета, а ряд с мячами — синего. |
Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР. |
Тест Когана | Изучение схематического мышления. | Ребёнку предлагается таблица с изображением фигур разных цветов, а также карточки с изображениями тех же фигур и цветов. Тестирование проводится в 2 этапа:
|
Если ребёнок испытывает заметные трудности при выполнении задания и показывает результат ниже 50%, то это свидетельствует о нарушениях развития внимания и наличии ЗПР. |
Узкие специалисты проводят дополнительное тестирование, направленное на изучение развития речи, эмоций, интеллекта.
В некоторых случаях назначаются лабораторные и инструментальные методы диагностики, целью которых является выявление причин задержки развития психики. Могут назначить УЗИ и энцефалограмму головного мозга, генетический тест, анализы крови на наличие инфекций. В редких случаях назначают анализы крови на выявление аутоиммунной патологии, которая может тормозить развитие психики.
Терапия отставания речевого и психического
Любой специалист скажет, что лечение ЗПРР должно проводиться комплексное, и начинаться оно должно как можно раньше. Если отставание от нормы невелико, то практически в 100% случаев удается достичь отличных результатов. Ребенок получает все шансы, чтобы обучаться в обычной общеобразовательной школе и нормально общаться со своими сверстниками.
В настоящее время специалисты знают, как лечить ЗПРР, обычно методы используются следующие:
- Лекарственная терапия.
- Рефлексотерапия.
- Занятия с логопедом.
- Работа с психологом и психотерапевтом.
- Стимулирующая терапия.
Использование только одного направления в терапии не даст желаемого результата, поэтому грамотный специалист всегда составляет терапевтический план лечения, который обязательно учитывает особенности каждого малыша, тяжесть патологии, сопутствующие заболевания.
Некоторые родители поступают опрометчиво, когда отказываются давать малышу прописанные лекарства, считая, что от них не будет никакой пользы. Но уже доказано, что только в комплексе методы терапии дадут положительный результат в лечении ЗПРР. Инвалидность при ЗПРР, кстати, не положена, если только нет сопутствующих серьезных патологий, например, ДЦП, гидроцефалии.
Медикаментозные средства должны назначаться только неврологом, который делает это после комплекса обследований и назначает индивидуальную схему терапии. Чаще всего врачи назначают ноотропные лекарства, которые непосредственно оказывают воздействие на ЦНС, улучшают память и стимулируют умственную деятельность. Ноотропы также хорошо справляются с задачей по защите мозга от гипоксии и воздействия токсических веществ. Данные лекарственные средства воздействуют на интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции, восприятие информации.
В настоящее время для детей с отставанием в психическом и речевом развитии назначают:
- «Пирацетам».
- «Энцефабол».
- «Пикамилон», «Фенибут».
- Препараты, которые усиливают холинергические процессы в мозговой ткани: «Церебролизин», «Цераксон», «Глиатилин».
- Нейропептиды: «Актовегин», «Кортексин».
- Цереброваскулярные средства: «Винпоцетин», «Циннаризин».
- Средства для предотвращения гипоксии и антиоксиданты: «Мексидол», «Цитофлавин».
- Средства общетонизирующие: «Элькар», «Лецитин».
- Витаминные препараты: «Нейромультивит», «Магне В6».
Необходимо учитывать, что при повышенной возбудимости надо выбирать средства, не оказывающие возбуждающего эффекта, или сочетать лекарства с приемом седативных препаратов.
Лечение
Задержка психического развития требует комплексного подхода к лечению. Для этого применяют различные методы, целью которых является стабилизация работы нервной системы, активизация мозговой деятельности и стимулирование психических процессов.
Медикаментозная терапия
Основной группой препаратов, назначаемых при задержке психического развития, являются ноотропы.
Они оказывают стимулирующее действие на нервную систему:
- усиливают умственную деятельность и когнитивные функции мозга (память, внимание);
- увеличивают способности к обучению;
- повышают устойчивость головного мозга к гипоксии;
- улучшают микроциркуляцию крови в головном мозге.
Также могут назначить седативные препараты — они оказывают успокаивающее действие, улучшают сон и устраняют избыточное возбуждение.
Выбор препарата зависит от выраженности патологии, индивидуальных особенностей организма ребёнка, наличия органических поражений.
Лечение микротоком
Микротоковое лечение относится к методам рефлексотерапии. Оно заключается в воздействии электрическими импульсами на зоны коры головного мозга. При ЗПР воздействию подвергаются участки, отвечающие за речевую моторику, понимание и повторение слов. Рефлексотерапия проводится курсами 1-2 раза в год по несколько процедур.
В результате лечения у ребёнка происходят следующие изменения:
- улучшается понимание речи;
- развивается фразовая речь и связная диалоговая речь;
- развивается логическое мышление;
- вырабатываются примитивные навыки чтения и письма;
- формируются простейшие бытовые привычки;
- улучшается память и внимание.
Биоакустическая коррекция (БАК)
Биоакустическая коррекция — это современный и инновационный метод воздействия на структуры головного мозга. Он осуществляется с помощью специальной компьютерной программы, которая преобразовывает полученные из энцефалограммы сигналы мозга в звук.
Таким образом, пациент через наушники слушает собственный мозг. При обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит саморегуляция организма и восстановление нормального функционирования нервной системы. Процедуры также проводятся курсом.
Занятия с логопедом и дефектологом
При лечении задержки психического развития обязательно проводятся логопедические занятия, направленные на устранение проблем с речью.
Для этого применяются:
- пальчиковые игры с целью развития мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика для улучшения произношения звуков;
- игры на развитие слуха;
- игры на звукоподражание;
- логоритмика (представляет собой систему двигательных упражнений совместно с речевой активностью).
Занятия обязательно проводятся в игровой форме — так ребёнок легче усваивает материал без капризов и истерик. Также специалист проводит логопедический массаж, который способствует активизации работы лицевых и шейных мышц. В результате этого происходит стимулирование мимики, жевательных движений и закрепление речевых рефлексов.
Работа с дефектологом направлена на развитие логического мышления и усвоение основных понятий: цветов, размеров, форм. Проводятся игры на объединение предметов и изображений по группам, в зависимости от перечисленных понятий. Также занятия с дефектологом помогают повысить концентрацию памяти и внимания у ребёнка, улучшить его усидчивость, сформировать бытовые навыки.
Занятия с детским психологом
Консультации и специальные занятия с психологом необходимы, если ЗПР у ребёнка связана с психологическими травмами, хроническим стрессом, неблагоприятной обстановкой в семье, отсутствием налаженного контакта с родителями.
Психолог помогает ребёнку мягко преодолеть последствия стрессовых ситуаций, а также повысить эффективность основного лечения. Психолог обязательно должен побеседовать с родителями ребёнка и объяснить им причину задержки развития психики и способы устранения этих причин.
Остеопатия
Остеопатия относится к методам альтернативной медицины и заключается в воздействии на ткани и структуры тела пациента. Врач-остеопат помогает вернуть структурам их физиологическое положение, убрать “зажимы” и “блоки” в теле и, самое главное, выявить причину той или иной патологии и устранить её.
Во время работы врач обследует тело пациента руками на наличие излишнего напряжения мышц и связок, смещения костно-хрящевых структур или органов, натяжения сухожилий, замедленного кровотока. Процедуры остеопатии особенно полезны для тех детей, у которых ЗПР является следствием травм, в том числе родовых.
В результате воздействия на определённые точки тела, у ребёнка стабилизируется работа нервной системы и психики, налаживается обмен веществ в организме, ускоряются нейрогуморальные процессы.
Творческие занятия
Занятия творчеством помогают повысить и закрепить результат лечения и улучшить моторику ребёнка. В качестве таких занятий можно выбрать собирание пазлов и конструкторов, лепку и рисование.
Дополнительно можно придумывать игры на угадывание звуков, голосов животных и звучания музыкальных инструментов. Хорошо зарекомендовала себя сказкотерапия, так как она помогает расширить сознание и фантазию, проявить творческие способности.
Также при задержке психического развития полезны занятия гимнастикой, танцы, подвижные игры. Особенно актуально это для тех детей, которые имеют низкий уровень двигательной активности. Перечисленные занятия способствуют укреплению мышц ребёнка, развитию у него физических навыков, улучшению общей моторики.
При занятиях творчеством и спортом могут быть привлечены родители — это способствует укреплению контакта ребёнка с мамой и папой, формированию навыков общения. Также присутствие рядом родителей помогает ребёнку успокоиться.
Особенности диагностирование ЗПР у детей – отзывы
Отзывы взяты с сайтов: https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/»>https://www.baby.ru/community/126532/forum/category/2588742/ https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60″>https://forum.detiangeli.ru/index.php?topic=2648.60 https://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/ https://www.woman.ru/kids/deti-ot-goda-do-3-let/thread/4727858/
Положительные | Отрицательные |
У нас у дочери ЗПР по причине обширного кислородного голодания в утробе матери и в период родов (у меня была приросшая плацента к матке по всему периметру, чего на УЗИ не увидели). Но, я благодарю Господа, что мы попали к грамотному доктору, которая координировала все мои дальнейшие действия, подобрала медикаментозное лечение, и мы, пусть и не совсем такие, как сверстники, зато многое понимаем, и стремимся к обучению. Нам скоро в садик, важно верить, что все будет хорошо, мамочки, не отчаивайтесь, все у вас получится! (Юлия Сергеевна) | Меня в последнее время просто разрывает, наверное, осенняя депрессия. Сыну практически 2 года, нам поставили диагноз ЗПР, но по развитию он даже на полугодовалого не тянет, кроме того, что умеет ходить. Что-то мне подсказывает, что дело не только в психической задержке, а врачи даже не пытаются «рыть» и «копать» дальше. (Соня) |
Нам диагностировали ЗПР средней тяжести в возрасте 5 лет. Проходили занятия с логопедом, психиатром, катались на лошадях, проходили дельфинотерапию, и знаете, дочь менялась с каждым днем на глазах. Мы продолжаем бороться за здоровое будущее самой дорогой в жизни девочки! (Светлана) | Диагностировать ЗПР в раннем возрасте невозможно, как ни крути, так как все организмы индивидуальны. Так что не стоит пичкать малышей лекарствами с самого рождения только потому, что он развивается не совсем так, как вам бы хотелось!)Ольга) |
У нас были проблемы с развитием речи и поведением, занятия с логопедом и психиатром, всего за полгода решили все нюансы. А все почему, потому что мы начали бить во все колокола, когда в полтора года так и не услышали от сына ни единого слова, только несвязный лепет. Сейчас нам 2, и мы разговариваем уже предложениями, осознанными, да и с поведением картина наладилась. Правду говорят, ранняя диагностика – поможет решить многие проблемы! (Елизавета) | Как по мне, каждый человек индивидуальный, а критерии, которые приписывают ЗПР, можно приписать каждому второму. Как по мне очень сомнительный диагноз. (Лиля) |
Я переболела краснухой беременная на 6 месяце, и рискнула родить, несмотря на все уговоры медиков провести искусственные роды. И знаете, да, нам все дается сложнее, каждый навык мы оттачиваем повторениями, но все поддается корректировке, если сильно любить свою кроху. (Милена) |
Прогноз
Задержка психического развития — это не приговор. При своевременном обращении к специалисту и раннем начале лечения шансы того, что ребёнок сможет догнать по уровню развития своих сверстников и с успехом учиться в обычной школе, существенно повышаются. Если ЗПР не вызвана органическим поражением ЦНС, то патологию можно вылечить в короткое время.
К 6-7 годам жизни ребёнка шансы полностью вылечить ЗПР минимальны, и тогда он будет испытывать трудности при учёбе в обычной школе. Для таких детей существуют специальные коррекционные классы, в которых имеется небольшое количество учеников (не более 12 человек) и к ребёнку осуществляется индивидуальный подход. Занятия в таких классах проводят педагоги-дефектологи.
При лечении ЗПР важно следовать всем рекомендациям врача, создать благоприятную обстановку дома (чтобы исключить стрессы и травмирование психики ребёнка), больше общаться с ребёнком и заниматься с ним творческой и активной деятельностью.
При этом не нужно чрезмерно опекать ребёнка — важно давать ему быть самостоятельным для формирования бытовых привычек и навыков, но всё равно его следует поддерживать. Необходимо только направлять ребёнка и при необходимости корректировать его действия.
Выявленную задержку психического развития необходимо лечить. Важно вовремя обнаружить симптомы патологии и не запускать ситуацию, так как в будущем это приведёт к тому, что ребёнок не будет обладать бытовыми навыками, не сможет нормально обучаться и общаться с людьми.
Коррекция задержки психического развития
Методы коррекции задержки психического развития весьма разнообразны и зависят в первую очередь от причин её возникновения.
В том случае, если причины носят медицинский характер, коррекция обязательно должна проводиться под присмотром врачей. При необходимости они назначат необходимое медикаментозное лечение в соответствии с выявленными соматическими заболеваниями и нарушениями функционирования центральной нервной системы, также при необходимости врач может назначить физиотерапию. Обучение детей в таком случае обычно проходит при больнице или в санаторных условиях, чтобы обеспечить ребёнку должный медицинский уход. Если же специальный уход не требуется, то в таком случае следить за выполнением предписаний врачей приходится уже родителям.
К физически здоровым детям тоже нужен особый подход. Обычно дети с задержкой психического развития посещают специализированные дошкольные образовательные учреждения или специализированные группы при общих дошкольных образовательных учреждениях, школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. В процессе обучения таких детей важно соблюдать некоторые особенности. В связи с тем, что их зрительное восприятие преобладает над слуховым, необходимо опираться на наглядные пособия и демонстрацию учебного материала. Кроме того, у детей с ЗПР страдает концентрация внимания и произвольность, в связи с чем учебный материал должен быть дозированным, а также важна частая смена видов деятельности. Из-за нарушений памяти при обучении таких детей важно учитывать такой аспект, как многократное повторение учебного материала, в связи с чем должно увеличиваться количество учебных часов при изучении сложных разделов программы. Обучение можно проводить в формате игры, это поможет повысить их заинтересованность в обучении и мотивацию. Только в таком случае учебный процесс у детей с задержкой психического развития пойдёт им на пользу, и учебный материал будет хорошо усвоен.
Как правило, в коррекционных классах соблюдается небольшая наполняемость классов. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход ко всем ученикам.
При работе с эмоциональной сферой психологи часто используют такие приёмы, как игровая терапия и различные виды арт-терапии. Это развивает творческие способности ребёнка, даёт возможность выразить чувства, повышает уровень самоконтроля и помогает облегчить процесс адаптации. Постепенно ребёнок научится управлять своим поведением, выражать свои эмоции, они станут более яркими, многоплановыми. Любая рисуночная арт-терапия также развивает воображение, художественные способности ребёнка.
При нарушениях речи проводятся коррекционные занятия с логопедом.
Если же проблемы развития ребёнка исходят из его семьи и воспитания, в таком случае консультация психолога необходима не только ребёнку, но и его родителям.
Психолог поможет выяснить причину задержки психического развития, расскажет о том, какие ошибки в воспитании были допущены и каким образом они способствовали тому, что ребёнок стал отставать в развитии. На основе этих знаний психолог вместе с родителями ребёнка разработает новую стратегию воспитания с учётом предыдущих ошибок, психолог подскажет, какие меры в таком случае родители смогут предпринять самостоятельно. Возможно, взрослым самим будет нужна психотерапия или консультации семейного психолога, чтобы решить свои внутренние и семейные проблемы и конфликты, которые в свою очередь нашли отражение в развитии ребёнка.
Диагностирование и обследование
Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:
- Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
- Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
- Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
- Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
- Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.
Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.
Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:
- Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
- Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
- Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
- Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
- Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
- Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
- Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.
К кому обратиться за помощью
Главными помощниками родителей такого малыша станут не столько врачи, сколько педагоги и современные коррекционные методики. Обязательно возьмите консультацию психолога, нейропсихолога, (дефектолога) и логопеда. Не отказывайтесь посещать их занятия и выполнять домашние задания!
Возможно, вам будет интересно Все секреты Су-Джок терапии для развития речи детей
Нетрадиционные методики, такие как Томатис, микротоковая рефлексотерапия, мипрополяризация головного мозга, иглоукалывание, биоакустическая коррекция (БАК) помогут в индивидуальном порядке ускорить процесс коррекционно-педагогической работы родителей и специалистов.
Мнения родителей и врачей
Родные детей, у которых диагностировали ЗПРР, отзывы о лечении, деятельности врачей и получении инвалидности оставляют разные, в зависимости от результата. По поводу инвалидности: многие мамы и папы против того, что ее дают ребенку, не достигшему 3 лет, и считают, что некоторое отставание в речевом развитии вполне преодолимо, поэтому не нужно ставить на ребенке клеймо. Также многие родители против направления ребенка в специализированные дошкольные детские учреждения, возможно, справедливо полагая, что в обычном детском саду быстрее исчезнет отставание в развитии. Единственное, с чем согласен каждый родитель: с отстающими детьми нужно много заниматься, обязательно обращаться к логопеду, по возможности применять нетрадиционное лечение, которое очень хорошо помогает, особенно в случаях наличия кроме ЗПРР еще и АЧ.
Масса благодарных отзывов о лечении детей в Клинике восстановительной неврологии (Москва), врачи которой воистину творят чудеса и помогают практически полностью избавиться от ЗПРР, аутизма и других отклонений.
Врачи по поводу детей с ЗПРР считают, что отставание в развитии, не вызванное серьезными заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна и другие), можно полностью свести к нулю, если лечение начато вовремя.