Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

image
  • Главная
  • Развитие речи

Как формируется речь у детей раннего возраста

С 1 года до 1,5 лет. С 12–13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.

С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.

С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150–200 слов.

После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.

Что влияет на развитие речи

Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).

Последствия

Если кишечник несвоевременно опорожняется, это приводит к пагубному влиянию на желудочно-кишечный тракт. Систематические запоры приводят к хронической форме. Хронический запор способен вызвать ряд осложнений. Может возникнуть сбой при переваривании пищи. Малыш в данном случае начинает страдать анемией, слабостью и снижением иммунитета.

Отравление организма, при котором продукты распада каловой массы начинает всасываться в кровеносную систему. Ребёнок при этом теряет аппетит, снижается уровень его активности и появляется сонливость. Возникает растягивание стенок кишечника, что нередко приводит к воспалительному процессу слизистой, повышенному газообразованию, болевым ощущениям и нарушению кровообращения.

Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте

Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.

Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.

Вкус. С 4–6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.

Как помочь ребенку при запоре

Изменить рацион и питьевой режим

. Родителям важно очень внимательно подходить к составлению меню для годовалого ребенка, страдающего запорами. Правильно подобранная диета позволяет нормализовать режим дефекации, восполнить потребности растущего организма в полезных веществах. Сбалансированный рацион благотворно сказывается и на общем самочувствии малыша. В меню годовалого ребенка должны присутствовать богатые пищевыми волокнами овощи, жидкие супы на нежирном бульоне, отварное мясо, кисломолочные продукты. При проблемах с опорожнением кишечника особенно полезны блюда с размягченными сухофруктами, тертыми яблоками и морковью. Ребенок обязательно должен выпивать не менее 2–3 стаканов воды, морса или компота.

Делать массаж животика.

Если малыш уже довольно долго не может сходить в туалет, можно попробовать погладить ему животик круговыми движениями. Они выполняются по направлению от боков к пупку или вокруг пупка (по часовой стрелке). Ребенку, склонному к задержке стула, такой простой массаж полезно делать несколько раз в день.

Важность общения с ребенком для развития речи

Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, – внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное – разговаривать с крохой. Общение должно быть не только во время занятий, но и постоянно, каждую минуту совместного пребывания с ребенком. Обращенная речь взрослых – мощный стимул для развития малыша. Разговаривайте с ним обо всем, озвучивая свои действия. Обычно у мамы это получается легко: она просто сопровождает комментариями кормление, купание, переодевание, укладывание. Важно показывать ребенку окружающие предметы и называть их. Когда малыш начинает агукать и лепетать, нужно откликаться на издаваемые им звуки, как бы поддерживая разговор. По мере формирования речи с ребенком становится все проще и проще общаться на самые разные темы, но и в раннем возрасте разговаривать с ним надо обязательно.

Методы развития речи

Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант – рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.

Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.

  • Угадай инструмент. Если дома есть несколько разных музыкальных инструментов, даже игрушечных, можно предложить ребенку угадать, на чем играет мама или папа. Малыш быстро научится различать, как звучит пианино, гитара, барабан, гармошка.
  • Как говорят животные. Приготовьте картинки знакомых ребенку зверей. Предложите ребенку показать, как «разговаривает» кошечка, корова, собака. Потом можно попросить воспроизвести звуки, которые издают их детеныши: как мяукает котенок, мычит теленок, тявкает щенок и т. д.
  • Повторяй за мной. Эта игра для развития речи предполагает, что взрослый отстукивает простой ритм или издает определенный звук, который ребенок должен повторить. Когда он освоит эту игру, можно поменяться. Пусть кроха издает звуки, а родители их воспроизводят.
  • Узнай по голосу. Для этой игры потребуется не меньше 3 взрослых (чем больше, тем лучше). Ребенка ставят к ним спиной, чтобы он не видел, кто говорит. Затем один из играющих произносит имя малыша, а тот должен угадать, кто его позвал.

Логопедические занятия. Они могут проводиться как со специалистом, так и дома. Упражнения для развития речи и языковой подвижности должен подбирать логопед. Если родители занимаются с крохой самостоятельно, важно точно выполнять рекомендации врача. Во время выполнения упражнений малышу должно быть весело и интересно. Для этого занятия проводятся в игровой форме. Нужно учитывать, что дольше 5 минут ребенку трудно удерживать внимание. Пусть упражнения будут короткими, но выполняются каждый день.

Лечебная диета

Что можно есть годовалому ребенку при проблемах с опорожнением? Для того чтобы забыть о запорах следует соблюдать специальную диету, кормить часто, но понемногу. Лечебный рацион требует полного исключения из меню рисовой каши, цельного молока, выпечки, макаронных изделий, неочищенных яблок, груш и бананов, бобовых, капусты и грибов, шоколада, какао и киселя.

Соблюдение рекомендаций особенно важно тем деткам, которые склонны к патологии. Лечебное питание должно состоять из фруктов, злаков, овощей, отрубей, цельнозернового хлеба, гречневой каши, пшена. Рекомендуют включать в меню кукурузу, пшеничную кашу, супы и борщи, нежирное мясо, масло, куриные яица.

Очень важно обеспечивать малышу достаточное количество воды на протяжении дня. Для питья лучше подбирать бутилированную или фильтрованную. Также можно давать питьевые йогурты, простоквашу, кефир. При запорах лучше всего не заниматься самолечением, а обратиться с детьми за помощью к педиатру, который назначит подходящее лечение и поможет избавиться от недуга.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей

Основная задача проведения такой гимнастики – сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений. Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию.

  • «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
  • «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
  • «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
  • «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.

Полезные советы по развитию речи

Несколько обобщенных рекомендаций, как развить речь у ребенка, помогут родителям, которые хотят, чтобы их малыш как можно скорее заговорил, постоянно расширял словарный запас и учился строить развернутые предложения.

  • Реагируйте на звуки, которые издает ребенок, подражайте лепету и гулению.
  • Повторяйте потешки, короткие ритмичные стишки.
  • Учите ребенка названиям предметов, именам родственников.
  • Ежедневно читайте вслух, например перед сном.
  • Обращайте внимание малыша на различные объекты, издающие звуки (животных и птиц, транспорт, бытовые приборы и т. д.).
  • Поощряйте ребенка, когда он инициирует общение, учит новые слова.
  • Во время разговора поддерживайте визуальный контакт с малышом.
  • Во всех подробностях описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Включайте малышу аудиосказки и детские песенки.
  • Следите, чтобы обращенная к маленькому собеседнику речь была грамотной, четкой и выразительной. Выбирайте понятные ребенку слова, используйте не слишком сложные предложения.
  • По мере взросления малыша заменяйте звукоподражания и упрощенные слова в его речи правильными. До года кроха может говорить «ам-ам» вместо «кушать», «мяу» вместо «кошка», «ту-ту» вместо «поезд». Для правильного развития речи в дальнейшем желательно каждый раз сопровождать произнесенную ребенком форму общепринятым словом. Например, кроха увидел кошку, показывает на нее пальцем и говорит «мяу!». Мама может добавить: «Да, это кошечка пробежала».
  • Тактично исправляйте ошибки в речи малыша, не ругайте и не стыдите его – это отбивает мотивацию общаться.
  • Проговаривая ситуации, используйте повествовательный стиль вместо описательного («Посмотри, это собачка, она несет хозяину палочку, так она играет» вместо «Вон собачка»).
  • Заменяйте простые фразы ребенка полными предложениями, это помогает обогатить речь. Если кроха говорит: «Дай пить», можно прокомментировать: «Ты хочешь выпить воды».
  • Учите малыша следовать простым инструкциям. В игровой форме попросите его выполнить несложные задания, состоящие из нескольких действий: «Найди мишку, подними его, принеси мне».
  • Давайте ребенку простые поручения (например, отнести фантик от конфеты в мусорное ведро), благодарите за помощь.
  • Как можно больше играйте с малышом в ролевые игры – они хорошо способствуют развитию речевых способностей и навыков коммуникации.
  • Показывайте, что внимательно слушаете малыша: кивайте, задавайте вопросы, улыбайтесь.
  • Рассказывайте ребенку, о чем Вы думаете, как Вы рассуждаете и планируете.
  • Используйте наглядный материал для развития речи: карточки, плакаты, игрушки.
  • Задавайте ребенку различные вопросы, стимулируйте его к размышлениям.
  • Вечером обсуждайте с малышом, как прошел день, вместе вспоминайте самое интересное.
  • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи в освоении родного языка.

Диагностика патологии

Если малыш часто страдает от запоров, следует обратиться за помощью к педиатру, который часто направляет на приём к проктологу и детскому гастроэнтерологу. Визуальный осмотр делится на анамнез, при котором специалист составляет динамику недуга, записывает показатели частоты опорожнения и консистенции каловых масс, а также осмотр, при котором врач определяет вздутие живота.

При пальпации выявляются каловые массы, исследуется уровень силы сфинктера. Также специалист должен исключить аномалию развития. Медицинский специалист направляет малыша на сдачу анализов в лаборатории: биохимию и общий анализ крови, исследование каловой массы, УЗИ поджелудочной железы и желудка.

Что может затормозить развитие речи

Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

Лечение

Что делать при запоре? Запоры малышей могут свидетельствовать о наличии разнообразных недугов, которые требуют немедленного лечения. Назначать рекомендации относительно терапии должен педиатр, который подберёт индивидуальные меры.

При подборе варианта лечения врач должен поинтересоваться:

  • тяжестью болезни;
  • причиной её появления;
  • наличием болевых ощущений;
  • возрастом малыша;
  • психологическими особенностями пациента;
  • сопутствующими недугами.

Лечение будет длительным, поэтому не стоит ожидать быстрого результата.

Методы домашней помощи

В случае когда ребёнок не в состоянии сам опорожниться необходимо, знать правила оказания первой помощи. К наиболее эффективным методам оказания первой помощи относятся очистительные клизмы, глицериновые свечи, слабительные препараты (можно дать, только если прописал врач).

Для клизмы следует использовать кипячёную воду комнатной температуры. В жидкость вводится две ч. л. глицерина и р-р перемешивается. Ни в коем случае нельзя делать клизму детям на основе физраствора, который принесёт боль и ощущение жжения. Малыши переносят данную процедуру с капризами.

При использовании клизмы необходимо придерживаться правил безопасности, которые помогут не нанести вред ребёнку:

  • Проводим дезинфекцию спринцовки.
  • Наконечник спринцовки смазываем детским кремом.
  • Наполняем спринцовку кипячёной водой комнатной температуры.
  • При помощи клизмы вводим малыш около 200–220 мл жидкости.

Когда нужна безотлагательная помощь?

Ребёнок, котором всего годик, требует срочной помощи медицинского специалиста в случаях, когда при запоре:

  • каловая масса выглядит слишком плотной с вкраплениями слизи и кровавых прожилок;
  • в области живота ребёнок испытывает сильную боль;
  • из ануса выделяется кровь;
  • повышается температура;
  • малыша мучает рвота;
  • на фоне запора происходит просачивание жидкого стула.

Избавление маленького пациента от подобных патологий может быть произведено исключительно врачом.

Когда нужно обращаться к врачу

Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.

  • В 1,5–2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
  • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
  • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
  • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).

Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг – все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

Возможные причины проблемы

Речевое развитие у малыша может затормозиться по следующим причинам:

  1. Психические нарушения. Они могут варьировать в диапазоне от минимальной мозговой дисфункции до тяжёлой степени слабоумия.
  2. Тугоухость (приобретённая и врождённая). Степень потери слуха бывает разной, и чем она сильнее, тем хуже обстоят дела с речью.
  3. Социальные факторы. Если родители не заботятся о речевом развитии своего ребёнка, он будет плохо говорить, даже если совершенно здоров.
  4. Патологии развития артикуляционного аппарата. Любое нарушение функционирования органов, отвечающих за воспроизведение звуков, чревато задержкой речи или даже полной немотой.

Самое печальное, что независимо от причины задержки речи у ребёнка, она всегда тянет за собой замедление психического развития. И чем дольше родители игнорируют проблему, тем выше вероятность, что малыш станет умственным инвалидом.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Контакты


[email protected]

196607 г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Песочная, д. 8 (вход в калитку, номер на домофоне 88).
Made on
Tilda