Как пользоваться центильными таблицами для оценки физического развития ребёнка

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним. Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор» Характеристика области Встречаемость, тактика врача
1 Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование
2 Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
3 Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей
4 Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы
5 Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей
6 Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование
7 Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.

image

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Причины отклонений

В таблицах указано, сколько должен весить ребенок в определенном возрасте, и каков должен быть его примерный рост.

Но не всегда прослеживается приведенное соотношение нормы веса и роста у подростков, таблицы, на основе которых рассматривались выше.

В некоторых случаях причиной этого всего может быть наследственная предрасположенность, но такие отклонения могут свидетельствовать и том, что у подростка:

  • Начался период полового созревания. За счет этого их рост стремительно увеличивается в отличие от их ровесников, в организме которых этих изменений еще не произошло.
  • Гормональный сбой. Чаще всего происходит это по причине нарушения работы такого органа, как щитовидная железа.

Самостоятельно удостовериться в том, что причина кроется именно в этом, поможет специалист (эндокринолог).

  • Имеют место быть хронические заболевания. К их числу можно отнести анемию, пиелонефрит.
  • Проявляются последствия нарушений внутриутробного развития. Причиной этого может являться проникновение к плоду инфекции, неправильный рацион матери в период вынашивания ребенка, употребление ей алкоголя, курение.
  • Проявляется генетика, а именно синдром Тернера, Дауна.

В подростковом возрасте дети могут испытывать комплексы не только по причине того, что они высокие или низкие, но и потому что отличаются от ровесников телосложением.

Речь не идет о том, когда нормальная масса тела некоторых из них, особенно для девочек, по их мнению, кажется избыточной.

Этот вопрос является особо острым для тех детей, масса тела которых превышает норму. Причиной этому может стать наследственная предрасположенность.

Ведь в семье, где родители отличаются полнотой дети, как правило, тоже имеют лишние килограммы. Но причина может быть не только в наследственности, но и в том, что школьник:

  • Не контролирует свое питание, употребляя в огромном количестве вредную пищу, от которой в организме происходит привыкание.
  • Ведет малоподвижный образ жизни.
  • Имеет нарушения в работе организма, которые вызвали сбой гормонального фона.
  • Знаком с хроническими заболеваниями.

В то время как лишние килограммы одних ребят порождают у них массу комплексов, вторые страдают от их нехватки. Подразумевается действительно маленький вес, причины которого заключаются в следующем:

  • Употребление пищи в малом количестве, отсутствие времени и желания для завтрака, обеда.
  • Нарушения в работе ЖКТ, заболевания.
  • Гормональный сбой.
  • Присутствие вредных привычек.

Проанализировав данные, приведенные в таблицах, а также сопоставив рост и вес ребенка с ними, родители могут полностью самостоятельно определить соответствие полученных показателей определенному возрасту.

Данные цифры – это среднее значение, поэтому небольшие отклонения в большую или меньшую сторону допустимы. Существенные же отклонения от нормы оставлять без внимания не стоит.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

  1. Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
  2. От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
  3. Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
  4. Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
  5. Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
  6. Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Какой рост считается нормальным для мальчиков в разном возрасте. Нормы ВОЗ

Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.

Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.

На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:

  • на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
  • до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
  • после — рост постепенно замедляется.

Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.

Это наиболее точный показатель соотношения роста к массе тела детей и подростков. Желательно регулярно измерять и отмечать этот показатель. Так вы сможете в нужный момент определить склонность ребенка к ожирению или недобору веса и предотвратить негативные последствия.

Чтобы рассчитать индекс массы тела нужно:

  1. Измерить рост ребенка и представить эту цифру в метрах. Пример: если рост ребенка 125 см — это 1,25 метра
  2. Возвести полученную цифру в квадрат (то-есть умножить число само на себя). Пример: 1,25*1,25 = 1,5625
  3. Разделить вес ребенка (в кг.) на полученную цифру (рост в метрах в квадрате). Пример: если вес ребенка 25 кг, то 25/1,5625 = 16,0.
  4. Теперь смотрим по графику:
  • Предположим что ребенку 9 лет и он мальчик. Тогда открываем таблицу индекса массы тела для мальчиков в возрасте от 0 до 20 лет.
  • На нижней оси находим цифру 9 (возраст ребенка).
  • На левой или правой оси находим цифру 16,0 (ИМТ ребенка).
  • Смотрим на пересечение линий, идущих из полученных точек.

Красная и зеленая линии — это идеальное отношение роста к весу.

Выше желтого поля — большой перебор массы тела

Центильный коридор 75% — 85% ( в некоторых таблицах верхняя граница 90%) — небольшой перебор веса

Центильный коридор 50% — 75% — норма, отношение роста к весу выше среднего

Центильный коридор 25% — 50% — норма, отношение роста к весу ниже среднего

Центильный коридор 10% — 25% — небольшой недобор массы тела

Ниже желтого поля — большой недобор массы тела

Увеличить мышечную массу помогутпротеиновые супы

Рост мальчиков по годам (таблица норм регламентирована ВОЗ и содержит 7 категорий) определяют как:

  • сильно низкий;
  • низкий;
  • ниже оптимального;
  • оптимальный;
  • выше оптимального;
  • большой;
  • сильно большой.

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, см Правая доля Левая доля Поджелудочная железа Селезенка почка
головка тело хвост длина ширина длина ширина
35-49 36,0-51,4 26,7-42,5 6,2-9,8 4,3-7,1 5,6-8,0 34,9-47,5 18,1-26,5 36,1-45,7 17,8-23,0
49-59 48,3-58,9 21,9-36,5 6,0-9,0 4,1-5,9 7,3-9,5 40-46,2 19,9-29,5 46,2-54,4 22,1-27,7
60-69 53,0-66,0 26,4-40,8 6,4-9,0 4,5-6,7 8,1-10,7 47,8-61,4 22,6-29,8 50,5-58,3 24,5-29,7
70-79 62,6-73,8 32,7-48,1 8,7-11,7 5,9-8,9 10,4-14,0 56,3-67,9 24,5-32,3 55,5-63,7 26,8-32,2
80-89 67,5-78,9 40,2-55,6 8,7-12,9 6,4-9,2 10,5-15,3 62,1-72,1 27,7-34,7 61,8-72,2 29,1-33,7
90-99 73,9-85,3 47,4-63,8 10,4-14,8 7,4-10,0 11,6-17,0 63,8-78,0 30,4-38,0 63,9-74,1 30,6-36,8
100-109 79,6-92,6 45,5-65,9 12,6-15,8 8,2-11,0 13,0-17,8 65,9-80,3 32,6-40,0 68,5-76,7 31,3-37,9
110-119 75,3-97,5 57,0-73,0 13,2-17,2 7,9-10,7 15,4-19,8 70,8-83,0 33,8-41,6 71,9-81,7 32,9-39,3
120-129 88,4-102,2 61,1-79,1 15,1-18,7 8,7-11,9 16,4-21,0 76,6-91,4 36,7-44,5 76,8-86,5 34,3-40,7
130-139 87,8-104,8 67,2-81,8 14,1-18,3 8,7-11,5 15,7-19,9 79,6-98,2 36,1-47,7 81,2-90,0 35,8-43,0
140-149 97,2-112,6 61,0-83,8 14,6-19,0 8,7-12,1 15,8-20,8 83,0-101,4 39,5-50,5 85,3-94,7 37,3-45,5
150-159 101,8-125,6 66,7-87,1 15,0-19,4 9,5-12,5 15,9-21,1 88,5-107,7 41,3-51,7 86,6-102,2 38,3-46,9
160-169 105,3-127,7 64,9 -93,3 15,5-20,3 9,1-12,5 17,8-22,0 93,8-111,0 54,6-43,4 94,5-109,5 41,0-50,2
170 и выше 107,3-128,7 70,1-92,3 16,8-21,2 9,8-12,8 18,8-23,6 99,2-117,8 44,8-58,4 98,3-110,1 43,0-53,2

Какой рост считается нормальным для мальчиков в разном возрасте. Нормы ВОЗ

Под наследственностью подразумевается передача определенных наборов генов от родителей ребенку, которые определяют различные внешние и внутренние признаки, в том числе, рост. Развитие мальчика во многом зависит от наследственных зачатков, однако на рост также влияет и среда, которая окружает ребенка: социальное положение и внешняя природная среда.

Наследственность оказывает значительное влияние на то, какого роста будет ребенок, при этом если родители очень высокие, то показатели роста могут выходит за пределы нормы, но в то же время у него может не быть никаких отклонений развития.

Однако такие случаи являются не частыми, потому что таблица, разработанная ВОЗ учитывает разные границы показателей роста. Для этого отдельно выделяется не только средний рост, но и значения выше и ниже среднего, которые также не являются отклонением от нормы, но дают более широкие интервалы.

В том случае, если рост ребенка значительно ниже или выше нормальных показателей в границе от ниже среднего до выше среднего, лучше проконсультироваться со специалистом и пройти дополнительное обследование. Если в ходе исследований не было выявлено патологий, то для конкретного ребенка границы нормы сдвинуты.

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Окружность груди

Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.

Факторы, влияющие на физическое развитие

Физическое здоровье ребенка – это главный показатель состояния его здоровья. Оно зависит от нескольких факторов:

  • климатических условий;
  • наследственности;
  • питания;
  • уровня материального благополучия семьи;
  • соблюдения режима дня;
  • отношения родителей к ребенку;
  • психологической атмосферы в семье.

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как спрогнозировать окончательные результаты

Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:

  1. Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
  2. Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
  3. По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
  4. По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.

Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.

Обязательные антропометрические данные для оценки физического развития детей после года

Оценка физического развития детей после года происходит по следующим показателям:

  1. Соматические показатели (вес в кг, рост в см, окружность грудной клетки в см).
  2. Соматоскопические показатели (состояние покровов кожи, слизистых, развитие подкожно-жировых отложений, развитие опорно-двигательной системы, уровень полового развития).
  3. Физиометрические показатели (сила мышц, емкость легких, артериальное давление, частота пульса).
  4. Общее состояние здоровья (перенесенные заболевания, наличие хронических недугов).

Методы оценки физического развития строго унифицированы, поскольку, только проводя измерения в одинаковых условиях и одинаковыми инструментами, можно говорить о сопоставимости и достоверности результатов исследования.

Исследование соматоскопических показателей

Методы оценки физического развития включают в себя ряд основных показателей измерения. Их можно изучить в следующей таблице.

Признак Параметры Норма Примечание
Жироотложение Толщина жировой складки на животе 1-2 см Сбоку на уровне пупка и под лопаткой
Форма и особенности развития грудной клетки Цилиндрическая, плоская, коническая, смешанная, рахитическая, бочкообразная Цилиндрическая Иногда у детей младшего возраста нормой может считаться грудная клетка смешанного типа
Костяк Тонкий, коренастый, промежуточный
Позвоночник Нормальный, кифотический, лордостический Нормальный – имеет s-образную форму в сагиттальной плоскости К деформации позвоночника относятся также сколиозы
Форма ног Сводчатая, плоская, уплощенная Сводчатая (нормальная)

Физиометрические показатели

Оценка физического развития школьников происходит в том числе с помощью измерения функциональных показателей организма:

1. Жизненная емкость (объем) легких – это показатель силы дыхательной мускулатуры и объема легких. Измерение проводится с помощью воздушного спирометра или водяного. Возрастные показатели у детей разного пола и возраста будут отличаться.

Возраст Пол
Девочки Мальчики
Объем, мл Сила Объем, мл Сила
8 лет 1474 280 1670 301
10 лет 1903 360 2000 409
15 лет 3022 433 3670 729

2. Сила мышц рук – степень развития мускулатуры. Измерение проводится прибором, который называется ручным динамометром. 3. Становая сила – сила разгибающих тело мышц в тазобедренных суставах. 4. ЧЧС — частота сердечных сокращений.

Возраст, лет Количество ударов в минуту
1 120-125
3 105-110
5 93-100
7 85-90
10 78-85
15 70-76

5. Артериальное давление начинают замерять после семи лет. В норме с этого возраста систолическое (верхнее) должно быть в пределах 100–120 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) – 60–80 мм рт. ст.

Оценка физического развития по этим показателям производится путем сопоставления индивидуальных показателей и средних значений, характерных для данной возрастной и половой группы детей.

Подростки

Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.

Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.

В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:

  • Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста,
  • За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши — 35 сантиметров и 35 килограмм).
  • К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
  • Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
  • Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.

Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.

Добрый день, посетитель моего блога!

В целом рост и развитие моего ребенка меня ни разу не заставляли задуматься о наличии каких-либо проблем со здоровьем, чему я несказанно рада. Данный вопрос меня заинтересовал, спустя 21 месяц после рождения Максима, когда я случайно наткнулась на центильные таблицы в просторах интернета. Анализ графика роста моего ребенка меня немного удивил и одновременно успокоил.

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт .

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Соматические показатели

Оценка физического развития ребенка часто происходит таким образом: соматические показатели развития конкретного ребенка сопоставляют с центильными таблицами согласно возрасту и полу. Как выглядят эти таблицы для мальчиков, можно рассмотреть ниже.

Возраст мальчика Рост мальчика
Центильный интервал, %
3-9 10-24 25-49 50-74 75-89 90-96 97-100
2 года 81 83 84, 5 87 89 100 94
3 года 88 90 92, 5 96 100 102 104, 5
5 лет 99 101, 5 104 ,5 108, 5 112 114, 5 117
7 лет 111 113, 5 117 121 125 128 130, 5
10 лет 126, 5 129, 5 133 138 142 147 149

Для девочек показатели роста немного отличаются. До двух лет они обычно немного меньше мальчиков, но после догоняют и даже опережают в росте.

Возраст девочки Рост девочки
Центильный интервал, %
3-9 10-24 25-49 50-74 75-89 90-96 97-100
2 года 80 82 83, 5 85 87, 5 90 92, 5
3 года 89 91 93 95, 5 98 100, 5 103
5 лет 100 102, 5 105 107, 5 111 113, 5 117
7 лет 111 113, 5 117 121 125 128 131, 5
10 лет 127 130, 5 134, 5 19 143 147 151

Комплексный метод оценки физического развития

Все рассмотренные ранее методы учитывают только морфологические данные оценки развития, но для растущего человека естественным и необходимым является учет биологического развития. Комплексный метод включает в себя:

  • Оценку биологического возраста (степени соответствия возрасту созревания систем и органов ребенка). Критерии: прибавки веса и длины тела за год, возраст по количеству зубов, половое созревание, развитие костного аппарата.
  • Тип конституции телосложения по соотношению формы ног, живота, грудной клетки, спины, развития мышц, костей, жировой ткани.
  • Оценку гармоничности особенностей развития по соотношению роста и веса тела.

Комплексная оценка физического развития, которую проводят в учреждениях лечебно-профилактической направленности, а также при проведении развернутых медицинских осмотров позволяет в зависимости от совокупности данных разделить детей на пять различных групп здоровья:

  • I группа. К ней относятся дети без хронических заболеваний, не болеющие или редко болеющие, развивающиеся в физическом и психическом плане без отклонений.
  • II группа. К этой группе относится категория детей без хронических болезней и болеющих не более четырех раз в год, имеющих риски развития хронических заболеваний, возможно наличие несущественных отклонений по уровню функционирования систем и органов.
  • III группа определяет детей с хроническими болезнями, патологиями (врожденными, не мешающими организму нормально функционировать), часто болеющих (более четырех раз в год).
  • IV группа. Дети с пороками развития (врожденными), хроническими заболеваниями, нарушающими нормальное самочувствие и общее состояние организма.
  • V группа. К этой группе относятся дети, болеющие серьезными хроническими заболеваниями, вызывающими очевидные расстройства и нарушения функционирования организма.

Малыш до года

После того как ребенку исполнится один месяц, мама обязательно должна носить малыша на плановые приемы к педиатру. Это происходит по графику, когда грудничку исполняется:

  • один месяц;
  • три месяца;
  • шесть месяцев;
  • девять месяцев;
  • двенадцать месяцев.

На этих приемах в обязательном порядке проводится оценка физического развития по центильным таблицам. Также записывают возраст, когда ребенок начал улыбаться, первый раз сел, встал, сделал первые шаги, сказал первое слово, сроки прорезывания зубов. Измеряют:

  • Длину тела.
  • Объем/окружность головы.
  • Размер грудной клетки.
  • Температуру тела.
  • Размер родничка.

На основании этих данных и возможных жалоб матери, ребенка могут отправить на дополнительные анализы или прием специалиста. В остальных случаях выставляется оценка физического развития по центильным таблицам. Нормой развития по данным таблицам всегда считается попадание в средние коридоры, то есть в интервале 25-75 процентов. Но ребенок может также развиваться вполне нормально, если данные по всем показателям находятся в одинаковом диапазоне, ниже или выше среднестатистического (в этом случае говорят об особенностях телосложения).

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Контакты


[email protected]

196607 г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Песочная, д. 8 (вход в калитку, номер на домофоне 88).
Made on
Tilda