- Главная
- Нарушения речи
Нарушения голоса — группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.
Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.
В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.
Классификация голосовых расстройств
В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:
- дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
- афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.
По механизму развития данные нарушения делятся на:
- органические;
- функциональные.
Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:
- центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
- периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.
Общие сведения
Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.
Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).
Причины нарушения голоса
К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:
- параличи и парезы голосообразующих органов;
- патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
- ДЦП;
- наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
- неправильное строение голосового аппарата;
- воспаление гортани хронического характера;
- травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
- наличие новообразований в горле;
- наличие рубцов в гортани после операции;
- операция по удалению верхней части дыхательного горла;
- психическая травма;
- заболевания эндокринной сферы;
- вредные привычки;
- операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
- принадлежность к женскому полу.
Признаки органических нарушений голоса
При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.
Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.
При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.
Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.
Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.
Формирование дыхания, задействованного в речи
Речевые нарушения поможет предотвратить укрепление и совершенствование грудобрюшного типа дыхания, а также выработка долгой воздушной струи направленного характера.
Здесь необходимо освоить три шага:
- Увеличение потенциала дыхательного аппарата ребенка.
- Тренировка долгого выдоха с одновременным звучанием гласных.
- Работа над речевым выдохом.
Соответственно, эти шаги можно освоить в рамках гимнастики на дыхание, которая для каждого конкретного случая должна составляться специалистом.
Комплекс занятий рекомендуется выполнять как разминку после утреннего подъема и/или во время ежедневной прогулки.
Признаки функциональных нарушений голоса
Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.
Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.
Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.
Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.
При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.
Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.
Идём к врачу
Часто опасные заболевания гортани принимают за простуду, бронхит или астму, ведь симптомы этих болезней бывают похожи. Поэтому при стойкой длительной осиплости пациенты часто думают, что они недостаточно выздоровели после простуды, и пытаются усиленно лечиться. Но если осиплость сохраняется более двух недель, это повод насторожиться.
Чтобы развеять опасения, визита к терапевту, увы, недостаточно. Только осмотр у лор-специалиста, на котором используется специальное диагностическое оборудование, начиная от гортанного зеркала, которое есть в любой поликлинике, и заканчивая такими методами, как ларингоскопия жёстким эндоскопом, фиброларингоскопия, стробоскопия, позволит выявить причину заболевания.
Не стоит затягивать с визитом к врачу. Дело в том, что многие онкологические заболевания гортани на начальной стадии протекают без ярко выраженных симптомов и болевых ощущений. Человек не обращает внимания, что в голосе появилась небольшая хрипотца, и считает, что это результат усталости или чрезмерного курения. Но без серьёзных причин такой картины быть не может.
К сожалению, к врачам часто попадают пациенты с 3–4-й степенью рака, которые длительное время игнорировали свою охриплость и обратились за помощью, лишь когда заметили ощущение некоего кома в горле, а это уже признак запущенного заболевания, которое потребует сложного хирургического лечения.
Диагностика голосовых расстройств
Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.
Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.
При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.
Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.
Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.
В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:
- СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
- РГК — при злокачественных опухолях легких;
- тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
- компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
- компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
- эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
- аортография дуги аорты;
- ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
- биопсия — при опухолях щитовидной железы.
Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.
Диагностические мероприятия
Диагностикой и лечением заболеваний, при которых садится голос, занимаются ЛОР-врачи, терапевты, невропатологи. Врач во время беседы с пациентом без труда заподозрит проблему — услышит голос и поймет, что он сел. Основная задача – выяснить причину расстройства.
Схема диагностических мероприятий стандартна:
- Выслушивание жалоб больного,
- Сбор анамнестических данных,
- Лабораторные анализы,
- Ларингоскопия и ларингостробоскопия,
- Компьютерная томография гортани и шейного отдела позвоночника,
- МРТ основания черепа и головного мозга,
- Консультация фониатра.
Проанализировав полученные результаты проведенных исследований, специалист поставит окончательный диагноз и назначит необходимую терапию.
Лечение нарушений голоса
Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.
Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.
Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.
Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.
Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.
Специфика дыхания у обладающих проблемами с речью
- Оно довольно неглубоко, ритмически неустойчиво. При физических нагрузках или эмоциональном перевозбуждении легко нарушается.
- Выдох короткий и прерывистый с постепенным ускорением .
- Вдыхая и выдыхая, ребенок может подергивать головой и плечами, а также испытывать напряжение в мышцах лица и шеи.
- Струя воздуха слабая, при говорении она проходит вдоль щек, чем объясняется появление хлюпающих звуков в речи.
- Наблюдается задержка дыхания или добавочные вдохи.
- Процесс говорения осуществляется и на вдохе, и на выдохе.
Прогноз и способы предотвращения нарушений голоса
Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.
Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.
При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.
Речевое дыхание и его развитие по этапам
До 4 лет
В этом возрасте родители довольно часто могут наблюдать, что ребенок как-будто захлебывается в процессе говорения. Связано это с тем, что малыши, пытаясь произнести что-то, говорят и при вдохе, и при выдохе, и между ними.
5-6 лет
Процесс синхронизации дыхания и говорения все еще продолжается. Но на данном этапе произнесение слова или начала фразы приходится на вдох. Однако на то, чтобы произнести всю фразу, выдоха пока еще не хватает. И где-то в ее середине ребенок делает дополнительный вдох.
До 10 лет
Синхронизация дыхания, звукоизвлечения и говорения завершается между 7 и 10 годами. Примерно к этому же возрасту финализируются и процессы в становлении речевого дыхания.